Социологические исследования религиозности населения в Нижегородском регионе
(краткая справка И.Симонова)
--------------------------------------------------------------------------------
Материалы исследований
К сожалению, в последние полтора десятка лет в Нижегородском регионе не проводились масштабные специальные социологические исследования религиозности населения. Причины этого, как легко понять, связаны с общероссийским проблемами научных исследований - отсутствием финансирования. Отсутствие исследований тем более прискорбно, что в свое время именно в нашем регионе было проведено знаменитое социологическое исследование православной общины в селе Саконы Ардатовского района (автором был горьковский социолог Виктор Пивоваров), которое долгое время считалось образцом социологического изучения религиозной общины, было широко известно за пределами СССР и, несмотря на его атеистический характер, не забыто до сих пор.
В настоящее время в Н.Новгороде сформировался коллектив исследователей, которые разработали план большого социологического исследования религиозности населения Нижегородского региона. Данный коллектив возглавляет профессор, доктор социологии Галина Сергеевна Широкалова, председатель Нижегородского отделения Российского общества социологов. Разработана программа, план проведения, инструментарий исследования. Программа данного масштабного исследования (в его идеальном варианте) рассчитана на три года. Среди вопросов, на которые исследователи намерены обратить внимание:
Степень знания верующими и неверующими закона РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях"
Оценка верующими различных конфессий и неверующими практики исполнения Закона РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях" в области и стране, атмосферы в обществе применительно к вопросам свободы совести
Оценка действий власти, администрации области в вопросах государственно-религиозных отношений, реализации принципов свободы совести
Мнение о степени объективности прессы в освещении проблем, касающихся религиозных организаций
Модель государственно-религиозных отношений, которую поддерживают верующие различных исповеданий и неверующие
Отношение к возможности принятия специального областного закона, регулирующего вопросы, связанные с религиозными организациями
Отношение к возможности заключения администрацией области особых соглашений, "конкордатов" о сотрудничестве с некоторыми религиозными объединениями области
Отношение к проблеме добровольного "церковного" налога
Проблема церкви и школы, церкви и культурных учреждений
Считают ли респонденты, что в России, области имеет место проблема клерикализма; ситуация со сторонниками атеистических взглядов
Степень возможности религиозных объединений влиять на формирование политических взглядов, электоральных предпочтений людей, зависимость между политической позицией и конфессиональной принадлежностью, специфика каждой конфессии
Оценка респондентами руководителей различных конфессий (в отличие от оценки глубины религиозности, отношения к вероучению, к Церкви как к организации)
Реальная "глубина" религиозности людей, уровень религиозной образованности, связь этого с конфессиональной принадлежностью; характер взаимоотношений между бытовым и доктринальным уровнями религиозного сознания
Степень реальной связи конфессиональной принадлежности с национальной самоидентификацией людей
Фундаментализм, традиционализм и модернизм среди современных верующих
Оценка толерантности общества, взаимоотношения верующих традиционных и нетрадиционных конфессий, проблема "новых культов"
Какие явления, связанные с религиозной жизнью, вызывают беспокойство граждан
и другие.
Как видно уже из вышеуказанного, программа иссследования не носит "местнического", узкорегионавльного характера, а затрагивает общероссийские проблемы.
К сожалению, коллективу исследователей не удается вот уже в течение двух лет изыскать средства для проведения исследлования. Как знать, может быть разрешению этой проблемы поможет и данная информация? Например, насколько известно автору данной справки, в РФ не было прецедентов, когда заказчиком проведения социологического исследования выступало бы религиозное объединение. Но почему бы и нет? Разве у религиозных лидеров, религиозных правозащитных организаций нет нужды в информации хотя бы по вышеизложенным вопросам?
По всем проблемам реализации проекта, о котором говорится выше заинтересованнные в сотрудничестве люди могут обратиться по указанным здесь координатам
Несмотря на отсутствие специальных исследований о характере религиозности населения, нижегородские социологи изучали данный вопрос в рамках других социологических исследований. Вот материалы одного из них:
Г.С.Широкалова "Сравнительные характеристики верующих и неверующих нижегородцев на рубеже веков"