.

 

 


 

  

Нижегородское религиоведческое общество religioved.nnov.ru
СЕДМИЦА - Православные новости за неделю

ОБЗОР РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ В В НИЖЕГОРОДСКОМ РЕГИОНЕ

Уважаемые посетители! Этот обзор был написан в 2002 году и, разумеется, не отражает всех деталей религиозно-общественной жизни сегодняшнего дня. Редакция сайта с удовольствием разместит предоставленный ей новый обзор религиозной жизни региона; Ваши суждения об общем развитии региональной религиозно-общественной ситуации (если они подкреплены фактическим материалом).

Адрес: religio-nn@narod.ru

© И.В.Симонов, кандидат философских наук  

Нижегородский край - один из исторических центров религиозной жизни России. С нижегородской землей связаны имена двух российских патриархов - Никона и Сергия (Страгородского). Нижегородская духовная семинария, образованная в 1738 году, была, наряду с двумя семинариями Санкт-Петербурга, одной из первых духовных школ, положивших начало регулярному православному образованию в стране и дала России целую плеяду церковных иерархов, ученых, религиозных просветителей. Нижегородская земля известна как место духовного подвига Святого Серафима Саровского, который приобрел особое значение для православных верующих после его официальной канонизации в 1903 году и рассматривается в народном религиозном сознании как небесный покровитель России. Неординарное значение для верующих имеет ряд нижегородских монастырей, в первую очередь - Серафимо-Дивеевский (Дивеево называется верующими "четвертым уделом Богородицы"). В начале ХХ века в Нижегородской губернии было 1310 действующих православных храмов, часовен и молитвенных домов, 26 монастырей. (1)

Однако Нижегородский регион связан не только с православием. Заволжье, Керженские леса - родина организованнного старообрядчества, на Нижегородчине родился протопоп Аввакум и еще некоторые его ближайшие сподвижники, здесь в течение столетий ревностно сохранялось старообрядческое "древлее благочестие". Именно нижегородские старообрядцы запечатлены в художественных произведениях и исследованиях П.И.Мельникова-Печерского. В начале ХХ века в Н. Новгороде прошел ряд важных старообрядческих всероссийских собраний.

Не последнее место в Нижегородском крае занимал и ислам, который исповедует татарское население региона. Стоит отметить, что первый съезд Союза Мусульман России состоялся в 1906 году именно в Нижнем Новгороде, в Н. Новгороде прошел и третий съезд данной организации.

До Октябрьской революции в Нижегородской губернии действовал целый ряд других религиозных объединений: в городе был католический костел, лютеранская кирха, храм Армянской Апостольской Церкви, синагога. Более ста лет назад в Нижегородской губернии появились те протестанты, которые сегодня в области являются основными представителями данного религиозного течения: в 1870-е годы - "евангельские христиане", в 1890-е годы - баптисты; несколько позднее, около 1907 года, адвентисты седьмого дня.

В годы Советской власти, десятилетий государственного атеизма судьба религиозных объединений Нижнего Новгорода (тогда – города Горького) не отличалась от судьбы религиозных организаций всей страны: репрессии, закрытия храмов, административный зажим лет застоя.

. Однако, есть определенные основания считать, что религиозные традиции в Нижегородском крае оказались более жизнестойкими, чем в ряде соседних территорий. В послевоенные годы в области действовало 45 православных храмов, что значительно больше, чем во многих других регионах. Православные верующие не забывали, например, Серафима Саровского: паломничество в Дивеево имело место полулегальным образом и в послевоенные годы. Косвенным выражением силы религиозных традиций являются показатели крещений и венчаний (вопреки законодательству эти данные тщательно собирались областными уполномоченными Совета по делам религий при Совете Министров СССР и рассматривались как индикатор эффективности атеистической работы). В 70-80е годы количество крещений от общего числа родившихся младенцев составляло около 40 процентов, а венчаний - около 5 процентов от всех браков. Данные показатели были, с точки зрения организаторов атеистической пропаганды, намного "хуже", чем в целом ряде других регионов России, где эти цифры были почти вдвое ниже.

Возможно, поэтому процесс роста религиозных объединений, начавшийся в стране после 1988 года, проходил в городе и области несколько более интенсивно, чем во многих других регионах России. Сразу стала успешно решаться первоочередная проблема возрождения религиозной жизни: возвращение религиозным организациям храмов, закрытых в эпоху " госатеизма", и в этом, несомненно, велика заслуга тогдашних руководителей и органов управления области. 20 августа 1992 года областной Совет народных депутатов принимает решение "О порядке передачи религиозным организациям культовых зданий, сооружений и архитектурных комплексов, являющихся объектами историко-культурного наследия на территории Нижнего Новгорода и Нижегородской области". Таким образом, данная работа началась в области еще до того, как имело место распоряжение Президента Российской Федерации "О передаче религиозным организациям культовых зданий и другого имущества" (23. 04. 1993) и Постановление Правительства РФ "О порядке передачи религиозным объединениям культовых зданий и иного имущества религиозного назначения, относящегося к федеральной собственности" (23. 04. 1994). Следует также заметить, что процедура передачи культовых зданий, предложенная в области оказалась проще и эффективнее, нежели то, что было изобретено в московских кабинетах.

Проблема объектов историко-культурного наследия касается, в первую очередь, Русской Православной Церкви, так как большинство таких объектов - православные храмы, что еще раз показывает роль православия для культуры Нижегородчины. В настоящее время под охраной государства находится 680 культовых зданий и сооружений, из которых 348 имеют статус "памятников истории и культуры", а остальные - "объектов историко-культурного значения". В области действует постоянная Комиссия по передаче культовых зданий, в состав которой входит и представитель Нижегородской епархии. Православной церкви были без искусственных проволочек возвращены все наиболее значительные церковные здания, жемчужины нижегородской церковной архитектуры - Благовещенский монастырь, Рождественская (Строгановская) церковь, церковь Успения на Ильинской горе, собор Александра Невского, Спасо-Ярмарочный собор, здания Печерского, Дивеевского, Макарьевского монастырей.

До сих пор количество зарегистрированных религиозных объединений на территории Нижегородской области заметно превышает аналогичные показатели в ряде других субъектах Федерации со сравнимой численностью населения.

Сегодня на территории области действует около пяти с половиной сотен религиозных объединений, принадлежащих к трем десяткам конфессий.

На первом месте по количеству действующих религиозных общин находится Нижегородская епархия Русской Православной Церкви, насчитывающая более четырехсот приходов. По количеству действующих храмов епархия занимает третье место в России (после двух столичных регионов). Более двух десятков лет епархию бессменно возглавлял один из старейших и авторитетнейших иерархов РПЦ - митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов), ушедший из жизни в 2001 году. Его сменил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Евгений (Ждан) , который скоропостижно скончался 11 октября 2002 года. После временного исполнения обязанностей правящего архиерея викарным епископом Феодосием (Васневым) 26 декабря, на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви епископом Нижегородским и Арзамасским определено быть архимандриту Георгию (Данилову), ранее исполнявшему обязанности эконома Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Действует восемь монастырей, три православных братства, выходят газеты "Нижегородские епархиальные ведомости", "Православное Слово", несколько небольших православных газет в районах области, монастрыские издания. В 1993 году открыто Нижегородское Духовное училище, двумя годами позже переведенное в статус Духовной семинарии, которая недавно прошла государственное лицензирование. Кроме семинарии, действует Нижегородское Епархиальное женское училище и Духовное училище в г. Выксе, играющее роль подготовительного учебного заведения для тех, кто в будущем собирается поступать в семинарию. Создана сеть православных воскресных школ. В областном центре действует Православный культурный центр во имя святителя Николая в Автозаводском районе, объявлено о создании областного православного молодежного движения "Преображение".

Активно действует Братство во имя святого благоверного князя Александра Невского , образованное в Н. Новгороде в 1991 году. При Братстве работают двухгодичные курсы катехизаторов, готовящие из мирян преподавателей Закона Божьего, детская иконописная студия, детские воскресная и хоровая школы. Создана большая библиотека с читальным залом и абонементом. При Братстве активно действует издательство православной литературы, солидная православная книготорговая организация, создавшая разветвленную розничную сеть из книготорговых точек и организовавшая работу бибколлектора.

В апреле 2001 года Нижегородская епархия РПЦ провела масштабное мероприятие, получившее много откликов в России и за рубежом - международную научно-практическую конференцию "Тоталитарные секты - угроза XXI века" (пресс-релиз и итоговый документ). Несмотря на конфессиональный характер мероприятия, среди ее участников были представители различных вероисповеданий. В числе зарубежных участников были министр Французской республики Ален Вивьен, гости из Канады, ФРГ, Дании, Кипра, Китая. Конференция приняла Итоговый документ, в котором выражалась "крайняя обеспокоенность бесконтрольной деятельностью тоталитарных сект (деструктивных культов), которая имеет характер неприкрытой экспансии, наносящей непоправимый вред здоровью людей, попирающей фундаментальные права человека, создающей угрозу семье, обществу и государству" (2). Среди откликов на конференцию в России и за рубежом было немало критических. Имели место обвинения ее организаторов и участников в религиозной нетерпимости, "перегибах", "антикультизме", нарушении принципов свободы совести. В течение всей работы конференции у здания Православного культурного центра стояли четыре пикета сторонников саентологии, специально приехавших из Москвы. Саентологи около десяти раз пытались помешать нормальному ходу конференции в зале заседаний.

Констатируя, что итоговые документы конференции действительно могут быть предметом религиоведческой и, по отдельным пунктам, юридической дискуссии, следует отметить, что на конференции обсуждались вопросы, которые не являются надуманными и действительно вызывают обоснованное общественное беспокойство.

Важные предстоящие события в жизни Нижегородской епархии - празднование 330-летия епархии в декабре 2002 года и 100-летия канонизации святого Серафима Саровского в 2003 году.

Как уже отмечено, традиционной для области религией является старообрядчество. В настоящее время действует около 20 зарегистрированных приходов, относящихся к Русской Православной Старообрядческой Церкви (Митрополии), Русской Древлеправославной Церкви (Патриархии, ранее имевшей центром город Новозыбков Брянской области), Древлеправославной Поморской Церкви. Из других направлений старообрядчества заметно определенное количество федосеевцев, сторонников Спасовского толка, филипповцев. С 1995 года начала выходить газета "Старообрядец" - печатный орган всех согласий старообрядчества, представленных в регионе. Нижегородские старообрядцы объединены в Союз старообрядческих общин Нижегородской области.

Говоря нижегородских мусульманах, следует отметить большое количество мечетей по сравнению с регионами, где такой же процент населения, традиционной религиоей которого является ислам. В Нижегородской области в настоящее время действует 54 мечети - 3 в областном центре и 40 - в местах компактного проживания татар (районы юго-востока области). Летом 2001 года в областном центре открылась новая большая мечеть "Тауба". Координирующим центром нижегородских мусульман является Духовное управление мусульман Нижнего Новгорода и Нижегородской области (ДУМНиНО). При Нижегородской соборной мечети действует медресе "Махинур", курсы по изучению арабского языка, создан Нижегородский Союз женщин-мусульманок. Как известно, в настоящее время среди мусульман России отсутствует полное единство, имеет место определенное соперничество между различными духовными управлениями мусульман на территории одного субъекта РФ. В Нижегородской области отсутствуют подобные явления. Лишь одна мечеть, открывшаяся летом 2002 года (село Петряксы Пильненского района), не входит в орбиту ДУМНиНО.

В области никогда не отмечалось проявлений псевдомусульманского экстремизма, "политического ислама", деятельности т.н. ваххабитов.

Иудаизм представлен в области одной общиной хасидского направления, которой было передано здание закрытой в 1938 году синагоги в Н. Новгороде. В 1991 году возникла также община реформаторского (прогрессивного) иудаизма, но в настоящее время она фактически прекратила свою деятельность. При синагоге активно действует несколько молодежных объединений.

В Н.Новгороде существует приход Римско -Католический Церкви и община лютеран, насчитывающие по нескольку десятков человек. Члены данных общин - в основном люди, происходящие из семей, где эти религии были традиционными (люди польского, западноукраинского, прибалтийского происхождения, российские немцы). Католические Богослужения ведет священнослужитель - аргентинец. Как известно, после решения Ватикана в феврале 2002 года о создании на территории России католических епархий вместо существовавших ранее "апостольских администратур", ухудшились отношения между Русской Православной Церковью Московского Патриархата и Римско-Католической Церковью. Однако для деятельности нижегородских католиков никаких последствий это за собой не повлекло. 28 апреля 2002 года, в день, объявленный нескольким общероссийским православными организациями "днем акции протеста против католической экспансии в России" никаких антикатолических мероприятий в Н.Новгороде не было.

Протестанты, кроме немногочисленных лютеран, представлены в области, как и других соседних регионах, главным образом четырьмя следующими течениями: евангельские христиане-баптисты, христиане адвентисты седьмого дня, пятидесятники традиционного и "харизматического" направлений, а также Свидетели Иеговы.

Раньше всех в области из вышеперечисленных деноминаций распространились евангельские христиане-баптисты. В настоящее время в области 51 община ЕХБ, в них насчитывается около пяти тысяч верующих. 30 общин относятся к Союзу Евангельских Христиан-Баптистов России. Как известно, среди баптистов в 1961 году произошел раскол и от Всесоюзного Совета ЕХБ, признаваемого властями, отделился Совет Церквей ЕХБ ("баптисты-инициативники"). Сторонники Совета Церквей действовали нелегально и подвергались преследованиям, соответствующие судебные процессы имели место в свое время и в Горьковской области. Сегодня в области действует 21 община СЦЕХБ, наиболее заметные из них - в Выксе, Кулебаках, Арзамасе и Автозаводском районе Нижнего Новгорода. Сторонники СЦЕХБ по-прежнему, за единичными исключениями, не склонны регистрировать свои общины.

В Н. Новгороде находится региональный центр Союза Евангельских Христиан-Баптистов России, объединяющий общины Нижегородской, Кировской областей, Чувашии и Республики Марий Эл. В 1993 году закончено строительство нового молитвенного дома вместимостью на 1000 человек, затем возведен еще один большой храм "Голгофа" в областном центре. Некоторые нижегородцы называют один из микрорайонов Н.Новгорода "Новым Иерусалимом", поскольку там в непосредственной близости друг от друга находятся упомянутый баптистский храм, новая мечеть, православнй храм Святой Татьяны и Православный культурный центр.

Адвентисты седьмого дня являются, пожалуй, наиболее активной протестантской деноминацией в Нижегородской области. В области 26 общин ХАСД, насчитывающих около пяти тысяч членов. В Н. Новгороде находится Совет Волго-Вятского объединения местных Церквей Христиан ХАСД. Резкое увеличение членов общин АСД в начале 1990-х годов (до 1988 года их было вряд ли более трех-четырех сотен) объясняется особенно активной деятельностью и большой помощью зарубежных единоверцев. В течение нескольких лет в Н. Новгороде проводил в течение 4-6 недель свои проповеди австралийско-американский адвентистский проповедник Джон Картер. Данные проповеди, представляющие из себя хорошо срежиссированное и образцово освещаемое в средствах массовой информации и посредством уличной рекламы шоу с использованием выступлений профессиональных артистов, демонстрацией слайдов на огромных экранах, красочными буклетами, бесплатной раздачей Библии и т.п., проходили на самой большой сценической площадке города - во Дворце Спорта. По окончании проповедей проводилось массовое крещение в Волге или бассейнах, наибольшее количество окрещенных достигало 2000 человек. В Нижнем Новгороде в рекордные сроки был выстроен солидный храм ХАСД . Кроме того, на средства американских адвентистов у одного из предприятий был куплен недостроенный Дом культуры, проведена его достройка и в нем разместился большой "Христианский культурный центр". Зарегистрирован Нижегородский филиал адвентистской американской телевизионной корпорации "Три Эйнжелс Бродкастинг Нетворк, ИНК", занимающийся подготовкой программ религиозного содержания и передачей их по местному ТВ.

В сентябре 2001 года "Христианском культурном центре" состоялись большие торжества в связи со 115-летим деятельности ЦХАСД в России, которые носили всероссийский характер.

Христиане Веры Евангельской (пятидесятники) представлены в области 23 общинами различной направленности. В Н.Новгороде находится Центр объединения Церквей ХВЕ Волго- Вятского региона.

С начала 90-х годов года в городе и регионе действует ряд неопятидесятнических общин, которые принято называть "церкви полного Евангелия", "пятидесятники харизматического направления" - "Источник жизни", "Скала спасения", "Нижегородская христианская община", "Виноградник", "Лоза" и нек.др. Не имея с традиционными пятидесятниками вероучительных расхождений, "харизматы" отличаются внешними формами своей деятельности: ориентация на молодежь, свободой в манерах одеваться, раскованностью, использованием в богослужениях энергичной музыки, танцев, пантомимы и т.п. Харизматические общины снимают помещения в клубах и домах культуры, имеют связь с аналогичными зарубежными группами. В последнее время усиливается сотрудничество как между различными харизматическими общинами, так и между харизматическими общинами и традиционным направлением, проводятся различные совместные религиозные мероприятия.

Для "харизматов" характерно широкое применение у практики "малых церквей", "домашних церквей" (групп на дому, перед которыми ставится задача, увеличившись до определенного предела, разделиться на две новые группы и т.д.).

Свидетели Иеговы имеют в регине общину численностью около 3000 человек. Как и в других городах, иеговисты практикуют раздражающее многих граждан хождение по квартирам с целью вербовки новых сторонников. В последнее время наметилась тенденция проведения мисионерской деятельности в отдаленных районах области.

1990-1993 годы в Нижегородской области, как и во всей стране, отличались большой активностью зарубежных протестантских проповедников. Однако к 1995-1996 годам иностранные проповедники практически прекращают посещение Н.Новгорода и проведение миссионерских мероприятий "стадионного" типа. Нижегородские протестанты, чувствуя и известные изменения в общественных настроениях второй половины девяностых, и сами отказались от приглашения иностранных проповедников. Кроме того, у них уже имеются собственные миссионерские кадры.

Сегодня нижегородские протестанты с обидой относятся к обвинениям о том, что они чужды российской культуре. Они подчеркивают длительный характер своей деятельности в России, в проповедях постоянно присутствуют патриотические мотивы. У адвентистов, которые в начале 1990-х годов представлялись наиболее "американизированной" из числа крупных протестантских конфессий Н.Новгорода, наблюдается, если так можно выразиться, русификация: при адвентистском Христианском культурном центре действует оркестр русских народных инструментов, музыка которого сопровождает все мероприятия; в проповедях говорится о российских традициях, в дни праздников поднимается российский триколор.

Нижегородские протестанты справедливо подчеркивают, что их общины возглавляют не иностранцы, а граждане России. В миссионерских мероприятиях АСД последнего времени задают тон не иностранцы, а россияне - студенты адвентистской Заокской духовной семинарии.

Сегодня в Нижегородском регионе осталась, по сути дела, одна настоящая иностранная религиозная миссия - Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней (мормонов). Около 15 молодых людей из США и других западных стран по нескольку месяцев живут в Н.Новгороде. Их деятельность не носит навязчивого характера, мормоны не склонны к “шоуменским” миссионерским мероприятиям и предпочитают индивидуальную работу. Учредители и руководители объединения мормонов в Н.Новгороде - граждане России.

Естетственно, что Нижний Новгород как и прочие крупные города России, не обойден вниманием тех религиозных течений, которые принято называть "новыми религиозными движениями". Все они немногочисленны (число сторонников исчисляется в лучшем случае двумя сотнями членов), однако деятельность некоторых из них порой вызывает общественный негативный резонанс, жалобы граждан в государственные органы. Если говорить о таких группах российского происхождения, то это сторонники Церкви Последнего Завета (адепты Виссариона), Православной Церкви Божией Матери Державная (более известна более под названием Богородичный центр). В настоящее время идет судебный процесс, начатый сторонниками ПЦБМД против нижегородского выпуска газеты "Комсомольская правда" (очередное заседание - 1 октября в нижегородском районном суде). Сторонники ПЦБМД требуют опровергнуть утверждения газетной заметки о том, что данная организация не является православной, а представляет собой новое религиозное течение и извиниться за употребление по отношению к ним слова "секта". В 1993 году город не обошли сторонники "Великого Белого Братства ЮСМАЛОС". Сейчас в городе снова появились около десятка сторонников Белого Братства, столкнувшиеся, однако, с "иммунитетом" к своей , хотя лишившейся многих прежних экстремистских черт, пропаганде со стороны нижегородцев.

Что касается новых религиозных течений иностранного происхождения, то это общины Международного Общества Сознания Кришны, сторонники саентологии (в Н. Новгороде ее организаторы действуют в форме "Нижегородского центра "Дианетика"), Ассоциация Святого Духа за Объединение Мирового Христианства (Церковь Объединения Сан Мен Муна), "Рэйки Кадуцей", Московская Церковь Христа. Как известно, некоторые из данных организаций имеют негативную репутацию, в прессе к ним применяется определение "деструктивные культы" или "тоталитарные секты".

Проблема отношения к такого рода движениям стоит не только в Нижегородском регионе, речь идет об общероссийской и общемировой проблеме . С одной стороны, из принципов свободы совести вытекает право верующих на специфический образ жизни и поведения, данные группы в подавляющем большинстве случаев не нарушают никаких формальных законов. С другой, для ряда таких групп свойственно сокрытие информации относительно образа жизни членов данной группы и приобретаемой ими социокультурной идентичности (жесткое включение в строго ритуализированную обрядность и образ жизни, обязательность безусловного послушания руководителям, нередко - разрыва с семьей, отрицательного отношения к традиционным историческим конфессиям и т.п.). Многие новые религиозные организации используют психофизические методики воздействия на неофитов , что правомерно характеризуется специалистами как "промывание мозгов".

Вместе с тем, нельзя подходить ко всем новым религиозным течениям с одними мерками и "презумпцией виновности". Так, нельзя не видеть, что Общество Сознания Кришны прошло в своем развитии большую эволюцию: его нынешние сторонники сделали целый ряд заявлений об отказе от прозелитизма, они осуждают отказ от учебы своих сторонников по религиозным мотивам, подчеркивают свой отказ от форсированного увеличения своих рядов ради поднятия духовного уровня уже имеющихся членов. В Н.Новгороде кришнаиты стараются быть открытыми для контактов с государственными органами и другими религиозными организациями.

Кроме всех вышеназванных религиозных групп, в области действует и ряд других религиозных и околорелигиозных течений, количество сторонников которых зачастую не превышает одного-двух десятков. Это сторонники веры Бахаи, буддийское объединение школы "Карма Кагью" (в его рядах, в основном, находятся не те, чьей традиционной семейной религией является буддизм, а новообращенные представители интеллигенции и предприниматели), несколько различные объединений рериховской направленности, в частности Нижегородское теософско-рериховское общество, языческая община (Нижегородское Славянское Единение Славянской Родной Веры), всевозможные сторонники мистических направлений йоги и "эзотерические" группы, группы в духе "нью эйдж" и т.п. Такова реальная ситуация нынешнего дня - религиозный плюрализм, являющийся неотъемлимой чертой сегодняшнего мира.

В Н.Новгороде не было общественных конфликтов, связанных с деятельностью новых религиозных течений. Однако несколько лет назад имел место поджог офиса "Нижегородского Центра "Дианетика". Стиль найденной на месте поджога листовки был похож на стиль текстов сторонников Национал-большевистской партии.

В свое время споры о проекте ныне действующего Закона Российской Федерации "О свободе совести и о религиозных объединениях" не миновали и Нижегородский регион. Накануне его принятия представители протестантских объединений области и сторонники Международного общества Сознания Кришны организовали пресс-конференцию, на которой высказались против проекта Закона, направив соответствующее письмо Президенту, в котором высказывали опасение, что закон может стаь основанием для ущемления свободы совести. В то же время Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай также обратился с письмом к Президенту, в котором, напротив, высказался за скорейшее принятие закона.

Время, прошедшее после принятия Закона, показало необоснованность опасений в отношени права на свободу совести в Нижегородской области. В резолюции конференции, организованной Нижегородским обществом прав человека по случаю 50-летия принятия Декларации прав человека, специально отмечено, что правозащитники с удовлетворением констатируют хорошее положение в сфере реализации права граждан на свободу совести в регионе. Данная оценка присутствует и в последующих ежегодных докладах НОПЧ о состоянии прав человека в области.

Широко известен нижегородский эксперимент по организации альтернативной гражданской службы в одной из городских больниц. В числе юношей - "альтернативщиков" - два сторонника христиан-адвентистов седьмого дня, один из которых до этого доказывал свое право на альтернативную службу на пяти судебных процессах.

Без серьезных проблем прошла перерегистрация религиозных организаций. Однако областное управление юстиции отказало в перерегистрации общине Ассоциации Святого Духа за Объединение Мирового Христианства (Церкви Объединения Сан Мен Муна) на основании несоответствия представленных сведений о вероучении данной организации реальному вероучению и практике. Сторонники АСДОМХ после этого обратились в суд и выиграли с помощью известного московского адвоката Г.Крыловой судебный процесс.

Как и в большинстве других регионов, центром религиозной жизни является областной центр. Стоит отметить, что если регион в целом отличается значительным преобладанием православных религиозных организаций (более 400 из примерно 550), то в областном центре ситуация иная: количество православных религиозных объединений меньшее, чем количество всех других вместе взятых, налицо значительное религиозное разнообразие. Это обязывает муниципальную власть к работе по содействию развития толерантности, межконфессиональному сотрудничеству. У администрации города сложились добрые отношения с подавляющим большинством религиозных объединений. Структурой городской администрации, которая непосредственно осуществляет сотрудничество с религиозными объединениями, является Департамент по связям с общественностью, конфессиональным и межрегиональным связям. Имеет место тесное сотрудничество с Русской Православной Церковью (в частности, совместное проведение Рождественских Дней Православной культуры, Дней славянской письменности, Рождественских православно-философских чтений), конструктивное взаимодействие со старообрядцами, Духовным управлением мусульман Н.Новгорода и Нижегородской области, еврейской религиозной общиной, католиками и лютеранами. Корректные отношения поддерживаются с евангельским христианами-баптистами, христианами адвентистами седьмого дня, пятидесятниками. Религиозные объединения Нижнего Новгорода как прежде пользуются определенными льготами на оплату электроэнергии, освобождаются от ряда местных сборов.

Среди достаточно многочисленных мероприятий городской администрации по организации сотрудничества с религиозными объединениями за последние два года стоит выделить круглый стол нижегородских священнослужителей и религиоведов, проведенный в октябре 2001 года, в котором приняли участие представители 12 конфессий, от православных до кришнаитов. Темой круглого стола было обсуждение проектов концепций государственно-конфессиональных отношений, разработанных Институтом государственно-конфессиональных отношений и права и кафедрой религиоведения Российской Академии государственной службы при Президенте РФ (стенограмма конференции в zip-архиве).Такое многоконфессиональное совместное обсуждение данных документов было первым в России.

(декабрь 2002)
---------------------------------------------------------------------------
ПРИМЕЧАНИЯ

1. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1901 г. СПб. , 1905, Приложение, С. 7

2. Материалы Международной научно-практической конференции "Тоталитарные секты - угроза XXI века". Нижний Новгород, 23-25 апреля 2001 года. - Издательство Братства св. Александра Невского, Н.Новгород, 2001, С. 256

ПОИСК ПО САЙТУ
Сделать бесплатный сайт с uCoz