.

 

 


 

  

Нижегородское религиоведческое общество religioved.nnov.ru
СЕДМИЦА - Православные новости за неделю


Протестантизм в Нижегородской области (краткая справка)

И.В.Симонов (С) 2005

При численном и социокультурном доминировании православия на территории Нижегородского региона протестантизм является в области заметным явлением религиозно-общественной жизни, устойчиво занимая, по совокупности общин всех направлений, второе место по количеству религиозных организаций после православных.

Наибольшие по численности протестантские течения области – евангельские христиане-баптисты, христиане веры евангельской (пятидесятники), христиане-адвентисты седьмого дня, Свидетели Иеговы.

Лютеранская община известна в Н.Новгороде с 1580 года. Официальный лютеранский приход был учрежден в последней трети XYIII века. В 1827 году в Нижнем Новгороде на улице Большая Покровская было освящен новый каменный храм св. Александра на 250 мест с органом. Храм был закрыт в 1931 году и разрушен в 1962-1963 г.г. В настоящее время действует возродившийся в 1995 году Евангелическо-лютеранский приход, в котором около полутора сотен прихожан. В основном это люди, для которых лютеранство является традиционной семейной религией (российские немцы, ингерманландские финны и нек. др.). В 2003 году в Н.Новгороде началось строительство лютеранского храма по ул. Славянской.

Первые идейные предшественники нынешних евангельских христиан - баптистов появились в Нижегородской губернии в последней трети XIX века. Община в Нижнем Новгороде была основана Александром Ивановичем Мокиным в 1912 году. В советское время баптисты были в Горьковской области самым многочисленным протестантским течением. В 1961 году баптистов региона не миновал раскол, связанный с отделением от Всесоюзного Совета ЕХБ сторонников «инициативной группы» («инициативников» или «Совета церквей ЕХБ»), не признававших советское законодательство о религиозных культах. Возникло около 20 общин сторонников СЦ ЕХБ, имел место судебный процесс над горьковским лидером СЦ ЕХБ Бондарем, три судебных процесса над молодыми членами общин СЦ ЕХБ, отказывавшимися служить в армии (всесоюзно известным стал процесс над Виктором Мирошкиным из Выксы).

ПОИСК ПО САЙТУ

Численность верующих ЕХБ, относящихся к Российскому Союзу Евангельских Христиан-Баптистов (РС ЕХБ), превышает в настоящее время 3 тыс. человек. Старший пресвитер нижегородских ЕХБ также возглавляет верующих данной конфессии в Республике Чувашия. В 1993 году закончено строительство нового молитвенного дома ЕХБ вместимостью на 1000 человек в пер. Полтавском в Н.Новгороде, в 1999 году возведен еще один большой храм "Голгофа" в Автозаводском районе областного центра, в 2000 году – храм в поселке Сосновское; строится храм в г.Заволжье, действует храм в Городце. В области насчитывается около 30 общин и групп РС ЕХБ и около двух десятков общин, ведущих свое происхождение от СЦ ЕХБ, действующих, в частности, в Выксе, Кулебаках, Семенове.

Первая община христиан-адвентистов седьмого дня была основана в Н.Новгороде в 1909 г. библейским работником Яном Пахлом из Германии. К 1930 году в Н.Новгороде было помещение правления межрегиональной Конференции АСД и три храма, все они были закрыты в 1937 году. В 1990 году в области было около 200 адвентистов седьмого дня. С 1992 по 1996 в Н.Новгороде проводил активную миссионерскую работу австралийско-американский проповедник Джон Картер, результатом проповедей которого стал быстрый численный рост сторонников АСД. В 2005 году в области действовало 25 церквей (общин) ХАСД, которые насчитывали около 5 тыс. членов. В областном центре действует три храма, среди которых – большой Христианский культурный центр АСД на Комсомольском шоссе. В Н.Новгороде находится центр Волго-Вятского Объединения (Конференции) Церкви ХАСД, в которое входят Нижегородская и Кировская области, республики Татарстан, Марий-Эл, Чувашия, Мордовия. В Нижнем Новгороде с середины 1990-х годов транслируются телепрограммы находящейся в городе адвентистской телестудии «Три ангела».

Организованные группы христиан веры евангельской (пятидесятников) появились в регионе в 1920-е годы. Российскую Церковь Христиан Веры Евангельской в области в настоящее время представляют две организации: Российская Церковь Христиан Веры Евангельской Нижегородской области и Нижегородское региональное объединение РЦ ХВЕ. В первое объединение входят общины "Лоза", "'Новая Песнь", "Вифания", "Свет Христа", "Церковь Бога Живого", мессианская община "Бейт Эль" (община в духе движения «Евреи за Иисуса»). В Нижегородское региональное объединение РЦ ХВЕ, имеющее храм в Н.Новгороде, входит около 10 общин и религиозных групп.

Насчитывается около полутора десятков пятидесятнических общин, которые принято называть «неопятидесятническими», «харизматическими», «церквами полного Евангелия» (они входят в Российский Объединенный Союз Христиан Веры Евангельской). Среди них «Источник жизни», «Скала спасения», «Виноградник», «Победоносная Церковь» и др. Общая численность пятидесятников всех направлений в области около 3 тыс. человек.

Первая община Свидетелей Иеговы возникает в Н.Новгороде в 1920-е годы. В советское время СИ в Горьковской области, как и во всей стране, действовали в подполье, легальная деятельность началась с 1990-х годов. Количество верующих в области составляет, по словам руководителей СИ, около 3,5 тыс. человек. В Н.Новгороде насчитывается 8 собраний (общин) Свидетелей Иеговы. В пос. Ветлужский действует «Зал Царств» (молитвенный дом) СИ, в областном центре СИ молитвенного здания не имеют, проводя собрания в арендуемых помещениях. В Н.Новгороде находится руководящая структура СИ по Нижегородской области, Мордовии и Пензенской области. В Н.Новгороде неоднократно проводились межрегиональные конгрессы СИ.

Мормоны (сторонники Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней) не присутствовали в регионе до начала 1990-х годов. Местная религиозная организация мормонов в Н.Новгороде впервые была зарегистрирована в 1994 году. В 2003 году открылся Дом собраний ЦИХСПД в областном центре на ул. Кировской. Богослужения посещают около 200 верующих.

В областном центре действует небольшая община Новоапостольской церкви, проявляли себя методисты (последователи Джона Весли), некоторые другие протестантские деноминации, а также несколько небольших «неденоминированных» христианских общин, которые, однако, являются по своему характеру протестантскими.

В 1930-е годы протестантам, как и сторонникам всех религиозных направлений Горьковской области, довелось пережить притеснения, закрытия храмов, репрессии, а в «годы застоя» - административный зажим. Интенсивное развитие, увеличение численности и разнообразия протестантских религиозных организаций в области, как и во всей стране, началось с конца 1980-х годов. При этом в период до 1995-96 годов область посещало значительное количество западных протестантских проповедников, активно проводивших свои массовые миссионерские мероприятия, а ряд нижегородских пятидесятнических объединений непосредственно возглавлялись иностранцами. Однако со второй половины 1990-х годов количество иностранных проповедников практически сошло на нет (за исключением мормонов). Почти все нижегородские протестантские объединения возглавляются сегодня гражданами России.

C 2003 года действует Консультационный совет церквей евангельских христиан Нижегородской области, в котором членствуют баптисты, адвентисты, пятидесятники разных течений, в том числе «Бейт Эль». Протестантские организации составляют большинство в действующем с февраля 2004 года Приволжском филиале Евразийского отделения Международной ассоциации религиозной свободы (МАРС).

В случае замеченных Вами неточностей в вышеприведенном кратком обзоре просим прислать замечания по адресу religio-nn@narod.ru

Сделать бесплатный сайт с uCoz